+7(8332) 26-53-57

+7(900) 526-53-57

Сделать заявку Заказать звонок
Новости
Внимание - конкурс детских поделок! 13.10.2017

Мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе поделок, который стартовал сегодня 13 октября. Совместно со своим малышом изготовьте поделку из ШИШКИ. Итоги конкурса, проходящего по всем детским центрам "Baby Сад", будут ...

Осень - не повод для грусти! 01.10.2017

1 сентября в детских центрах "Baby Сад", по сложившейся доброй традиции мы встретили осень! Пускай за окнами было хмурое небо, дождик и ветер, в каждом садике было солнечно и тепло от детских улыбок!  В этом году на 1 сентября было особенно много малышей, ...

Внимание - сезон ОРВИ! 20.09.2017

За неделю число заболевших ОРВИ в Кировской области выросло на 38% Об этом сообщает областное отделение Роспотребнадзора.  75% заболевших составляют дети. Основной прирост заболеваемости зарегистрирован среди школьников - более, чем в два раза, взрослого ...

Смотреть все новости

Всё, что вы хотели знать про адаптацию.

Скоро ваш малыш пойдет в детский сад. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у родителей. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного миpа в мир широких социальных контактов. 


Если 3-летний малыш, готовящийся к муниципальному детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает заметную потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок более раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним. 

Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению может проходить дольше и труднее, и может чаще сопровождаться болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам. 

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода малыша характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. 

Ребенок может много плакать, малыш стремится к эмоциональному контакту со взрослым или наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать. 

Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка, резко снижается сопротивляемость различным инфекциям. И малыш может начинает часто болеть.

Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести — сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций. 

При легкой адаптации к детскому саду у ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается в течении 1-2 недель. 

К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бывает оправдан. Большинство малышей достаточно легко и быстро привыкают к яслям. 

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка могут быть выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20- 30 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. 

Такие изменения могут сохраняться до полутора месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки малыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции. 

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним. 

Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек — нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий. 

Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему — к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Апатия малыша — типичное проявление детской депрессии. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько месяцев. 

Почему дети по-разному адаптируются в детском саду?

Установлен ряд фактором, по которым можно определить, насколько успешно ребенок справится с предстоящими ему изменениями в образе жизни. Прежде всего большое значение имеет состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш лучше адаптируется к детскому садику. 

Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным.

Немаловажную роль в привыкании ребенка к детскому саду играют и особенности его врожденного темперамента. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде — активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных игрушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов. 

Приспособляемость — скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выраженность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее отношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть — крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные). 

Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малыша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник. 

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, внимательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку. 

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в частный детский сад, они быстро откликаются па предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и общение с разными взрослыми. 

Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обращаются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. 

И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учреждению, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредоточиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпочитая проводить время у них на коленях. 

В садике, где воспитатели не могут уделять им такого всеобъемлющего внимания, как в семье, такие малыши  чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям с игрушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любознательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт неудач и становится робким, неуверенным в себе. 

Таким образом, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослыми. 

Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. 

Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к садику задолго до поступления. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в частный детский сад, ясли либо будите готовить к муниципальному садику. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно. 

Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому садику?

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. 

Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в садик любимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более 4 часов в день. Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, убедите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык. 

В первые дни после поступления ребенка в детский садик не следует проводить неприятных для него процедур. Если, например,  он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние. 

Довольно часто дети, впервые поступающие в детский садик, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. 
Это расплата за стресс, который может испытывать малыш. Дело в том, что психогенный фактор — один из ведущих факторов развития иммунопатологий. Под влиянием стресса стремительно развиваются нарушения защитных сил организма, и организм только что здорового ребенка уже не в состоянии противостоять инфекциям.

В медицине давно известно правило: «Если хотите иметь здорового ребенка, никогда его не обижайте». Это правило должны знать и твердо помнить все родители. 

 

Здоровья вам и вашим малышам!

ДРЦ "Baby Сад"

Отправить заявку

Отправить

Написать отзыв

Отправить

Заказать обратный звонок

Отправить

Заказать товар

Отправить заявку

Результаты поиска