+7(8332) 26-53-57

+7(900) 526-53-57

Сделать заявку Заказать звонок
Новости
Снежный рекорд весны 2018! 23.04.2018

По сообщениям инфорагенств и нашим собственным ощущениям в Кирове побит абсолютный рекорд 1982 года по суточному количеству осадков в апреле! Этот снегопад уже признан одним из сильнейших когда-либо наблюдавшихся в Европейской части России. За сутки воскресенья, 22 ...

Поздравляем с Днем космонавтики! 12.04.2018

                  Нас всех манят неведомые дали. На небо, в космос направляются глаза. Когда—то полетел туда Гагарин, Увидел первым он планету свысока. Хотим узнать мы, есть ли жизнь на Марсе, Самим хотелось походить бы по ...

Внимание родители! Рост заболеваемости пневмонией в Кирове. 27.03.2018

Ежегодно сезонный подъем заболеваемости гриппом сопровождается ростом заболеваемости внебольничными пневмониями. Такой характерный подъем заболеваемости наблюдается и в текущем сезоне в Кировской области. Динамика нарастания заболеваемости зафиксирована ...

Смотреть все новости

Всё, что вы хотели знать про адаптацию.

Скоро ваш малыш пойдет в детский сад. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у родителей. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного миpа в мир широких социальных контактов. 


Если 3-летний малыш, готовящийся к муниципальному детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает заметную потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок более раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним. 

Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению может проходить дольше и труднее, и может чаще сопровождаться болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам. 

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода малыша характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. 

Ребенок может много плакать, малыш стремится к эмоциональному контакту со взрослым или наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать. 

Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка, резко снижается сопротивляемость различным инфекциям. И малыш может начинает часто болеть.

Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести — сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций. 

При легкой адаптации к детскому саду у ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается в течении 1-2 недель. 

К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бывает оправдан. Большинство малышей достаточно легко и быстро привыкают к яслям. 

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка могут быть выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20- 30 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. 

Такие изменения могут сохраняться до полутора месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки малыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции. 

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним. 

Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек — нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий. 

Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему — к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Апатия малыша — типичное проявление детской депрессии. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько месяцев. 

Почему дети по-разному адаптируются в детском саду?

Установлен ряд фактором, по которым можно определить, насколько успешно ребенок справится с предстоящими ему изменениями в образе жизни. Прежде всего большое значение имеет состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш лучше адаптируется к детскому садику. 

Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным.

Немаловажную роль в привыкании ребенка к детскому саду играют и особенности его врожденного темперамента. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде — активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных игрушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов. 

Приспособляемость — скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выраженность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее отношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть — крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные). 

Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малыша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник. 

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, внимательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку. 

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в частный детский сад, они быстро откликаются па предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и общение с разными взрослыми. 

Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обращаются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. 

И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учреждению, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредоточиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпочитая проводить время у них на коленях. 

В садике, где воспитатели не могут уделять им такого всеобъемлющего внимания, как в семье, такие малыши  чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям с игрушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любознательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт неудач и становится робким, неуверенным в себе. 

Таким образом, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослыми. 

Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. 

Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к садику задолго до поступления. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в частный детский сад, ясли либо будите готовить к муниципальному садику. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно. 

Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому садику?

Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. 

Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в садик любимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более 4 часов в день. Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, убедите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык. 

В первые дни после поступления ребенка в детский садик не следует проводить неприятных для него процедур. Если, например,  он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние. 

Довольно часто дети, впервые поступающие в детский садик, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. 
Это расплата за стресс, который может испытывать малыш. Дело в том, что психогенный фактор — один из ведущих факторов развития иммунопатологий. Под влиянием стресса стремительно развиваются нарушения защитных сил организма, и организм только что здорового ребенка уже не в состоянии противостоять инфекциям.

В медицине давно известно правило: «Если хотите иметь здорового ребенка, никогда его не обижайте». Это правило должны знать и твердо помнить все родители. 

 

Здоровья вам и вашим малышам!

ДРЦ "Baby Сад"

Отправить заявку

Отправить

Написать отзыв

Отправить

Заказать обратный звонок

Отправить

Заказать товар

Отправить заявку

Результаты поиска